В его фильмографии не так много работ, но его киноленты можно смело назвать произведениями искусства, ведь Микеланджело Антониони – не просто режиссер, а настоящий поэт. Основной темой его работ стало душевное опустошение, неприкаянность, одиночество человека. Но при этом он воспевает свободу, красоту, настоящие человеческие чувства. Вспомним лучшие фильмы великого итальянского режиссера.

«Приключение», 1960

Детективная драма с Моникой Витти, первая часть из культовой «трилогии отчуждения». Героиня Моники одинока, даже когда рядом Ален Делон (во второй части) и Марчелло Мастрояни (в третьей части трилогии), потеряна, но бесконечно прекрасна.

Фильм начинается, как увлекательная детективная история, но главное внимание Антониони уделяет внутреннему миру героев. Режиссер внимательно исследует то, как меняются чувства главных героев, как любовь берет верх над страхом и стыдливостью. Он говорит о том, что любовь – это не только чувство, но и приключение.

Картина производит впечатление и игрой утонченной итальянской красавицы Моники Витти, которая стала музой режиссера

«Приключение» можно назвать одним из лучших образцов европейского модернистского кино ХХ века.

«Красная пустыня», 1964

Еще одна драма с несравненной Моникой Витти. Идея картины появилась у режиссера после поездки в пригород Равенны, где яркий итальянский пейзаж сменялся безликими промышленными постройками. Как настоящий художник, Антониони изображает тоску города оттенками серого – главный цвет фильма, разбавляя его красными, зелеными и синими пятнами, чтобы добиться контраста и выразительности кадра.

Значительную часть киноленты составляют тихие сцены с минимумом диалогов. В серых индустриальных пейзажах с горами строительного мусора и дымом фабричных труб главная героиня выглядит хрупкой и беззащитной. Ее депрессивное состояние и муки одиночества особенно остро ощущаются в этом угрюмом мире. Каждый кадр полон символизма: и визуально, и с помощью звука. Здесь нет привычного музыкального сопровождения, а только грохот молотков и раздражающие металлические звуки: все это передает душевное состояние героини. От этого и смотреть фильм тяжело:  тоска героини настольно осязаема, что передается зрителю. В этом была главная цель маэстро – чтобы зритель увидел мир глазами героини.

Этим фильмом режиссер, как один из главных знатоков экзистенциализма в кино, пытается найти причины одиночества и духовной опустошенности человека

Лента принесла Микеланджело Антониони премию Венецианского кинофестиваля.

«Фотоувеличение», 1966

Талантливый, но эгоистичный молодой фотограф случайно делает снимок, на котором, как ему кажется, он запечатлел убийство. Он пытается докопаться до истины, но увлеченность странной фотографией буквально доводит его до безумия. Оказывается, что его красивая жизнь и успех – лишь иллюзия, а главного у него нет. Он одинок, и это одиночество беспощадно поглощает его.

«Забриски Пойнт», 1970    

После «Фотоувеличения» режиссер отправляется в США, чтобы рассказать о молодежном движении 60-х и о том, к чему привел этот бунт.

«Шестидесятники» хотели изменить этот мир, они провозглашали идеалы свободы, но их бунт был обреченным с самого начала. Этим чувством обреченности пронизан весь фильм: молодежь спорит, смеется, вырабатывает какие-то программы действия, говорят уверенно и пламенно, но от ощущения обреченности невозможно избавиться. Этот фильм о том, что покорить окружающую действительность, обрести истинную свободу в мире условностей и правил невозможно.

«Профессия: репортер», 1975

Классика детективного жанра, лента, ставшая вершиной творчества итальянского режиссера. Джек Николсон, сыгравший главную роль, многие годы мечтал поработать с Антониони. Удивительно, но он стал первым актером, который быстро подружился с самым требовательным и даже жестким режиссером тех лет.

Маэстро исследует вопрос о том, может ли человек убежать от самого себя. Картина неслучайно снята после «Пролетая над гнездом кукушки» и «Последнего танго в Париже», откуда и перешли актеры. Это такой же кризисный фильм, который обозначает трагическую невозможность человека убежать от самого себя, изменить как свою, так и чужую жизнь. Антониони критиковали за то, что фильм получился слишком двусмысленным. Его это удивляло: «Фильм двусмыслен? Но ведь именно в этом и заключается его конкретность».

В детективных историях Микеланджело Антониони сама детективная составляющая отходила на второй план. Его фильмы – это произведения с философской подоплекой о человеческой душе, глубине одиночества – вопросах, о которых можно рассуждать бесконечно долго. Без его работ история кино немыслима.