Джим Джармуш – известный режиссер, которого считают главным представителем американского независимого кинематографа. В его фильмографии всего 28 режиссерских работ, но практически каждая из них стала хитом. Сформировав свой собственный стиль и узнаваемый почерк, Джармуш зарекомендовал себя как режиссер, который любит играть с жанрами и нарушать их традиционные формы. Вспомним лучшие фильмы Джима Джармуша.

«Более странно, чем в раю», 1984

Вторая работа молодого режиссера сразу стала шедевром независимого кино. Картина в жанре роуд-муви в неторопливой манере рассказывает о двух профессиональных бездельниках – Вилли и Эдди. Приятели живут праздно, одинаковые дни сменяют друг друга, пока к одному из них не приезжает кузина, которая разбавляет их тоскливое существование. Когда она уезжает, они понимают, что им чего-то не хватает. Приятели отправляются в путешествие из тоскливого Кливленда в жаркую Флориду, которая им кажется раем на земле.

Молодые люди, по большей части молчаливые или разговаривающие ни о чем, просто едут из штата в штат, и зрителям становится не так уже важно, доберутся ли они до конечной точки. Потому что уже понятно, что Флорида, о которой они так мечтали, для них мало чем будет отличаться от серого Кливленда. Они так и не смогли выбраться из своей цикличной рутины. Финальный вопрос одного из приятелей подтверждает это: «А зачем?».

Этим фильмом Джим Джармуш разрушил структуру традиционного роуд-муви. По законам жанра поездка во Флориду должна была помочь героям найти себя, обрести свободу. А по сути, они вернулись туда же, откуда начали свой путь.

«Ночь на Земле», 1991

Фильм состоит из пяти новелл. Каждая история произошла в одно и то же время в пяти крупных мегаполисах. Большой город, ночь, такси. Пять столиц мира, пять случайных встреч.

Таксист и его пассажиры на какое-то время врываются в жизни друг друга, делятся своими радостями, страхами и переживаниями

В фильме не происходит особых событий – просто разговор со случайными людьми. Людьми разных возрастов, национальностей, взглядов на жизнь, но одинаковых в своем стремлении стать счастливыми.

Это разговорное роуд-муви сделало Джима Джармуша символом американского независимого кино.

«Мертвец», 1995

Эта картина обескураживает сочетанием вестерна с психоделикой – так играть с жанрами способен только Джармуш. Режиссер рассказывает о несчастном скитальце Уильяме Блейке в исполнении Джонни Деппа, который охвачен разочарованием и безысходностью. Он лишился всего: родителей, жены, работы. По сути – жизни. Он отправляется на поезде в другой город, чтобы найти там работу. В смешном наряде, застенчиво прижимая к себе чемодан со всем его имуществом, Блейк сидит у грязного окна поезда, и, сам того не ведая, собирается отправиться в самый ад.

Черно-белая картинка, сумрачная атмосфера, строки из стихотворений поэта Уильяма Блейка превращает этот фильм в некую медитацию на тему смерти и жизни, бытия и небытия. И точно так, как герой Деппа, – живой мертвец, который неторопливо отправляется в последний путь, медленно течет и монохромная картинка фильма.

«Патерсон», 2016

Поэзии в той или иной форме посвящены все фильмы Джармуша. Но эта кинолента стала самой поэтичной. Удивительно, но при этом это история о простом человеке, который работает водителем автобуса (Адам Драйвер), любит свою девушку, но не любит пироги с брюссельской капустой, которые она печет, а в свободное время пишет стихи. В фильме нет экшена, драмы и конфликта. По словам режиссера, это «праздник простой жизни».

Джармуш захотел снять фильм об обычном человеке, который живет тихой жизнью, которая может показаться скучной и тоскливой. Но режиссер в этой обыденности видит красоту

Знакомясь с этим простым парнем ближе, мы проникаемся его размеренной жизнью и начинаем видеть в ней нечто удивительное и прекрасное. В городских пейзажах, шуме от пассажиров, объятиях с любимой Патерсон и мы вместе с ним видим настоящую жизнь, наполненную искренними эмоциями и чувствами. Режиссер словно говорит нам, что жизнь со всеми ее простыми радостями и невзгодами – самая красивая поэзия.

Джим Джармуш на протяжении тридцати лет твердо придерживается своей позиции – оставаться свободным. Как независимый режиссер, он никогда не ищет продюсеров и не снимает голливудские проекты с многомиллионными бюджетами. «Лучше ждать, чем уступить хоть долю своей свободы». Год за годом, оставаясь непреклонным и верным себе, он снимает авторское кино, которое удостаивается многочисленных наград Каннского кинофестиваля.