Колумнисты

Обратная сторона материнства: поговорим начистоту?

6054 30
Багира Белая

Алена Котович

Алена Котович,
колумнист,
блогер

«У вас никогда не будет детей...» Или: «У вас никогда больше не будет детей…»

Да? Ну, ок… Честно, девочки, что вы испытаете, если вам вдруг вынесут подобный приговор? Горе? Жизнь кончена? Или облегчение и радость? Побежите сводить счеты с жизнью или подтвердите бронь столика в ресторане на вечер, ведь так давно не встречались с друзьями? Как это сообщение изменит вашу жизнь?

Давайте зайдем с другого ракурса. Врач с трагической миной на лице сообщает, что вы никогда не станете альпинистом и вы никогда не покорите Эверест. Хорошо, отвечаете вы, я, в общем-то, на Эверест и не стремилась и вообще любые возвышенности не люблю.

Или другая ситуация. Не менее драматично врач сообщает, что вам ни за что нельзя летать самолетом. Что вы ответите врачу? Логично, ответите, что существует много разных способов добраться до нужной точки на глобусе.

Обратная сторона материнства: поговорим начистоту?

Ровно так же, как вы вроде и не собирались на Эверест и завтра с утра выходить на работу летчиком-испытателем новых сверхзвуковых самолетов, вы и детьми вроде не планировали обзаводиться в ближайшем будущем. Только вот если к лишению возможности лазить по камням и летать на самолетах вы отнесетесь с изрядной долей сарказма, то отсутствие возможности иметь детей превратится для вас в трагедию с большой буквы «Т». Потому что вы почувствуете себя неполноценной.

Поздравляю, нам все лгут. Самая большая ложь в том, что если ты женщина, то автоматически мать, и если не мать, то и не женщина вовсе. И именно поэтому отсутствие детородной функции и превращается в трагедию и может сломать всю жизнь любой из нас.

Мне кажется, что материнство – это прежде всего не счастье, не цель жизни, а простая функция. Это постоянная работа в режиме 24 часа в сутки, семь дней в неделю и на ВСЮ жизнь. Будет ли вашему дитяте год или 50 лет, от этого вы не перестанете быть матерью.

А еще материнство – это больно. Больно быть беременной, больно обниматься с унитазом по утрам, больно терпеть межреберную невралгию, больно сидеть и ходить на последних сроках беременности. Больно рожать, больно рваться в родах и больно учиться ходить заново. Больно кормить грудью, больно закрывать глаза после хронического недосыпа.

А еще больно не заниматься сексом и смотреть на себя в зеркало с вопросом: во что же ты превратилась? Больно смотреть на только что захлопнувшуюся дверь, за которой слышны шаги любимого мужчины, которого еще минуту назад считала своим мужем. И еще больно постоянно считать себя виноватой в том, что не успела, не досмотрела, не смогла. Больно работать на нескольких работах, пытаясь обеспечить своих детей всем необходимым и самым лучшим. Больно унижаться перед судьями и приставами, выбивая задолженность по алиментам и отсуживая свою половину имущества. Все больно.

А еще невероятно больно отпускать от себя подросшее дитя в самостоятельную и такую опасную жизнь. И замечать первые морщинки и седые волосы у своего ребенка очень больно.

И только пройдя этот путь, усмирив свои гормоны и инстинкты, вы сможете задать себе вопрос: а зачем это все мне было так нужно? Ребенок вырос, у него своя жизнь, своя любовь и дела. Это нормально, такова жизнь, и не стоит упрекать детей в жестокосердии и своем одиночестве, если единственное, что вы получили на закате своей жизни, – это телефонный звонок дай боже раз в неделю. Стоит ли этот звонок всего того, что вам придется пройти? Я еще иду этим путем, и иногда бывает очень и очень сложно. Если бы я знала заранее, чем грозит счастливое материнство, я бы сто раз подумала, делать этот шаг или нет, и главное – выбрала бы правильного мужчину.

Поэтому, если перед вами закрылась эта дверь, может быть, стоит посмотреть, не открылась ли другая. Может быть, это просто не ваш путь? Ведь путешествующие по суше и по морю увидят гораздо больше прекрасного, чем запертые в закрытом пространстве самолета.

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
И ВЫИГРАЙТЕ БРИЛЛИАНТОВОЕ КОЛЬЦО В ПОДАРОК!

30 комментариев
Агафья 28.01.2018

Помните, что наши дети — не наши дети. Создатель одолжил нам наших детей. (Мудрость индейцев)

Ответить
Яжемать:) 24.12.2017

Упс, вместо смайликов вопросы пропечатались…

Ответить
Яжемать:) 24.12.2017

Ну, иногда, да, депресняк наказывает, недосып или на работе устала… Но это редкость. А, вообще, быть мамой — другая грань жизни что ли. Ни разу не пожалела, что родила. Может физиология у меня попроще, но беременность не напрягала, роды были вполне терпимы. В итоге получила отличного сына, не знаю, как бы я без него пережила потерю любимого мужчины… Очень поддерживает и я его тоже, конечно. пока что мы друзья????хотя все бывает и двойки, и ссоры, и всякое там по мелочи… Воспитываем друг друга???? я понимаю, конечно, у каждого человека свое счастье…

Ответить
Безумны человек 16.12.2017

Вот поэтому я чайлдфри. Не привыкла к боли и безумной трате своего времени/денег/здоровья (нужное дописать).

Ответить
Мелентий 10.12.2017

как по мне довольно справедливо написано. Полезно читать тем, у кого завышенные или идеализированные ожидания от материнства.

Ответить
Фаина 24.11.2017

Я просто хочу спать лёжа,и жить для себя. Это мой выбор.

Ответить
Любовь 19.11.2017

Инстинкт …. да наверное … но материнство это еще и возможность стать причастной к волшебству … к чуду, когда ты приносишь миру ребёнка Спасибо богу, что мы можем расти рядом с нашими детьми и духовно тоже! Быть родителем это испытание , но и чудо одновременно ! Первые годы — это отдавать себя и видеть безусловную любовь в их глазах . Дальше это преодоление своего эго , для того что бы не подавить новую личность 🙂 … вы растете вместе с ними … И пусть говорят про боль и неблагодарность, про измученных болезнями и материальными проблемами женщин … все это меркнет , если у тебя есть возможность услышать — «я люблю тебя мама !» Не отказывайтесь, если вам это дано !!!

Ответить
Томила 16.11.2017

Все правильно написано! Но это не только к тем людям кто не может иметь детей. Совершенно нормально не хотеть ребенка.

Ответить
Мария 15.11.2017

Эта статья для тех женщин,которые не смогли стать мамами. Для меня в том числе. Прочитав её я лишний раз сказала себе,что я не ущербный человек,каковыми нас представляют счастливые мамочки. Ваш смысл жизни-дети,у вас всё просто замечательно. А я ищу его в другом… Эта статья-не призыв к бездетности.

Ответить
Элла 15.11.2017

Отвратная статья, глупая, просто противно читать. Призыв к одинокой старости. Под теми же словами можно подписать попытки развалить институт семьи и выдвинуть на передний план случайные половые связи и звериные инстинкты. Автор похоже пересмотрела «секс в большом городе». Даже незнаю что добавить, по моему комментарий Алисы достаточно точно передал все мои мысли по этому поводу.

Ответить
    Плутарх 16.11.2017

    Вы не так восприняли, это вполне себе нормальная статья. Или же лучше статьи, где «дети-счастье, зайки и лужайки, как хорошо быть беременной»? Тут вся правда написана!

    Ответить
    Эленвел 16.11.2017

    Плодиться — это и есть звериный инстинкт. Похоже у кого-то проблемы с логикой. Всерьез уверены, что у вас будет не одинокая старость? А если дети уедут в другой город? Ну будут пусть пару раз в год вас навещать и? К тому же отсутствие детей не означает отсутствие мужа.

    Ответить
Алиса 15.11.2017

Статья выглядит не как хорошие действенные советы и поддержка женщин, не имеющих возможности самостоятельно родить ребенка, а просто как жуткое нытье о том, какая это каторга рожать и растить детей. Во-первых далеко не у всех беременность проходит так тяжко, как тут описано. У меня лично обошлось даже без токсикоза и я не умирала от «боли». Сам процесс родов — да, тут придется помучиться. Но, а что в этой жизни хорошего дается легко? Конечно, если женщина всегда мечтала о своем ребенке, для нее это будет трагедией. Вряд ли огромное желание растить своего ребенка можно заменить какой-то самореализацией в чем-то другом. Автор — просто женщина с не сложившейся личной жизнью. Так а с чего Вы взяли, что у всех так???

Ответить
Иоанна 15.11.2017

Ираиде. Согласна с вами — про инстинкт. Я тоже думаю, что материнство инстинкт. Вырастила мальчика и девочку. Детей люблю, отдавала им всю себя, жертвовала собой и многим. И это тоже -инстинкт. Ненормальный. Жалеть глупо и бесполезно. Но покажи мне все, что я знаю сейчас о себе, обществе, воспитании, я бы все построила по -другому. Я бы сначала построила материальную базу, чтоб не зависеть от подачек мужа и общества. От этих унижений начиная с поликлиники, где тебя ( и моих знакомых мам) пугают врачи , доводя до слез. А затем издеваются в роддоме, —надо мной такое было. ( ПРимер свежий —2 года назад над молодой девочкой , брошенной одной корчиться от боли и неведения). —А затем уже в детской поликлинике. В садике (видела сама, и дочь рассказывала. В школе ( слышала сама, проходя во время урока мимо класса с открытыми дверями, учительница кричала -«Свиньи» —на второклашек).—Так вот. Женщинам этот инстинкт надо воплощать в человеческий созидательный творческий процесс по выращиванию личности. Но для этого самой сначала надо стать личностью. А вырастить из биологического семени биологическое существо человеческое —это почти все умеют и делают.Но обществу уже нужны другие, творческие, люди. Созидатели. Но пока что таких мало. Подавляющее количество женщин рожают потому, что так устроено общество, так устроена природа (инстинкт), потому, что больше ничего не умеют и не хотят.—————-НО! Нельзя винить женщин, у которых нет детей. Это может быть действительно очень больно для них.— Но сравнение с безногим , которому надо бежать от собаки, а он не может, неправомерно. Потому, что -это трагический случай-не убежать без ног. Но если женщине не суждено иметь детей- это не трагедия. —Это стереотипные ожидания общества, мешающие женщинам без детей жить по своим программам.А стереотипы- это застой. Это зомбирование. —Нужны творческие мамочки, а не биологические роженицы. Качество выращенных потомков планете нужно. — Вот за качество ордена не дают. А за недостатки воспитания не наказывают. —Об этом надо говорить, а не о том, чтоб рожать всем подряд. И эта агрессивная политика против абортов тоже вредная. У женщин должен быть выбор, должна быть поддержка в ее выборе. И нужна система мер со стороны государства. Нужны дети?—помогайте растить и воспитывать.

Ответить
    Миронега 16.11.2017

    Какой прекрасный комментарий, спасибо Вам!

    Ответить
Иоанна 15.11.2017

Анжеле. Любовью душа должна наполняться не от того, что вы родили ребенка. А от того, что вы живете, что вы сами божественное существо. Вы это должны передавать, транслировать ребенку. А не то, что он центр вашей маманечкиной вселенной. Уж как любили Обломова, как нежили. Вырос Обломов. И это в лучшем случае. А в основном, вырастают Нарциссы. Единственный мальчик у мамы— это будущий нарцисс. Потому, и мужей найти трудно будет будущим женам. И все -по кругу. Это я как мать девочки и мальчика говорю.

Ответить
Виктория. 15.11.2017

Да, общество вешает свои «ожидания» на женщин. Пример. Женщина 41 год, милая, деликатная, в 20 лет так повредила колено, что весь позвоночник пошел наперекосяк. ПРихрамывает. Стали появляться различные заболевания.Мать ее -врач, мало чем смогла помочь, и неск. лет назад сама заболела Альцгеймером.Помощи ждать неоткуда. Из 3-х кандидатов в партнеры только 1 более-менее подходил , но жена в соседнем подъезде, выросшие дети там же. И желание жениться прошло. ПРишлось сделать аборт. —Так вот, от кого только эта женщина не слышит !—-«Ты -пустоцвт. Ты -эгоистка». — Это подруга и знакомая озвучили. Подруге с 2 детьми регулярно дарила подарки, сидела с ними маленькими, гуляла по возможности, помогала. И услышала — » Не родила, значит, эгоистка». Знакомый 60 лет так же заявил-» Вот во что надо вкладываться» . У него 2 взрослых детей, основную нагрузку по выращиванию и обеспечению их несла жена и ее мать. И тд, и тд. —У этой женщины постоянная боль от этих упреков, а ведь она инвалид. Подходящих партнеров не нашлось Люди и общество жестоки ко всем, кто не вписывается в схему— «Женщина, значит- рожай». —А последней мамочке — Анжеле — скажу так. Когда у женщины нет реализации в других сферах, то последней и единственной остается -родить. Ставка на биологическую функцию. Но не всем удается превратить эту функцию в творчество по воспитанию. Когда больше нет радостей, то единственной остается смотреть, как малыш бежит к вам по коридору. Потому, что это —ваша собственность. И хорошо, если из него получится хороший человечек, а не эгоист ( ведь он же внимания, он там единственный). Хорошо,если мама проявит творческие способности в воспитании, если они у нее есть. Но родить и вырастить — это достаточно простая задача. Таких большинство на земном шарике. А вот вырастить и воспитать достойного члена общества, вырастить в нем таланты и развить способности— это не у всех. Акцент должен быть на этом. А не просто родить для себя и почувствовать себя счастливой. Неродившие женщины и так страдают, зачем на них вешать еще ваши осуждения только потому, что вы родили?—- У меня 2 детей, я их не хотела долго. Мне хотелось понять , как устроена жизнь, семья. Найти подходящего мужа. Но когда они родились, то забрали у меня все. —Время, деньги, здоровье, отдых, творчество. Муж был рядом, но помогал мало. Но материнство помогло мне многое понять в этой жизни. И дети получились талантливыми, образованными. Но стоило это мне слишком дорого, чересчур. В заключение. Нельзя вешать воспитание детей только на женщину. У нее должны быть средства и помощники. И это -задача общества, государства. Помогайте, а не осуждайте. Создавайте фонды, общества поддержки , психологического сопровождения ,и тд.

Ответить
Наталья 15.11.2017

В ресторан с друзьями это хорошо ,когда тебе 30.К 40 уже будешь искать новых друзей так как старые будут наслаждаться болью от кормления грудью,от разрывов и межреберной невралгии,обсуждать какашульки и сопли.Конечно когда это страшный диагноз ничего не поделать,но есть другие способы самовыражения как матери.Какая б женщина не была а инстинкт матери у нее вылезет наружу по любому.Или мужика неблагодарного нянчить будет,или ребеночка возьмет,на крайняк кошка или собака.Я к своим 40 не знаю что б делала без своих 3 детей.И старшая живя в другом городе звонит по 3 раза на дню,и малыши рядом.

Ответить
Томила 15.11.2017

для меня материнство- это катарга!!!!!!!!!! я ни хрена не виде в этой жизни из-за того что появился ребенок!!!! а когда еще муж кинул нас!!!!! вообще ад! в петлю иногда охота!!!!

Ответить
Анжела 15.11.2017

Тоже не согласна! Вообще со всем и ни с чем конкретно! Статья пронизана нереализованными ожиданиями и личной болью автора. Так происходит далеко не со всеми. В моих чувствах к своему ребенку боль — это ассоциация, которая приходит в голову в последнюю очередь, несмотря на то, что боли в период его ожидания было достаточно. Начать с того, что это был пятилетний труд в борьбе с приговором врачей о бесплодии. Было все: и замершие беременности, и гормональные стимуляции, и мысли о суррогатном материнстве, и попытки забыть про все и опустить руки. Потом 9 месяцев , проведенных в больнице в страхе, что вдруг случится страшное, и ребенок не родится. К счастью, все закончилось благополучно, и мой сынок появился на свет. Сейчас главное чувство, которое я испытываю в связи с существованием моего мальчика — это любовь!!! Она меня переполняет каждую минуту, когда я вижу своего ребенка, когда я думаю о нем, когда я встречаю его из школы, и он машет мне рукой, увидев меня с другого конца длиннющего школьного коридора. А еще гордость за каждое его достижение, пусть даже и крохотное. Он стал самым близким и важным человеком в моей жизни. Есть у меня мужчина или нет, это ничего в моем отношении к материнству не меняет. Выбрать другого отца Вы, конечно, могли бы, но что-то мне подсказывает, что это бы не поменяло Вас как личность , а значит, не поменяло бы Ваше отношение к материнству. Не надо рожать ребенка только для того, чтобы он Вам в старости звонил по графику и регулярно выполнял свои обязанности по отношению к родителю, вложившему в дитё столько сил и пережившему столько боли. Я отношусь к рождению нового человека, как к Божественному подарку, и благодарю Бога за этот подарок каждый день. За то, что моя душа наполнилась Любовью, которую я никогда не испытала бы, если бы не стала матерью. Для меня тут дело не в реализации в качестве Женщины, и не в ожиданиях общества, а в том, что я стала счастливее в материнстве. И кстати, если уж сравнивать материнство и возможность стать летчиком-испытателем, то давайте делать это честно. Если человек потратит много лет своей жизни на обучение этому делу, взлелеет в сердце своем мечту летать, потратит кучу здоровья, времени и сил на подготовку, будет окружен обществом, которое ожидает от него успехов на этом поприще, и внезапно услышит приговор, то для него это тоже будет Трагедией с большой буквы «Т».

Ответить
Наина 15.11.2017

Наверное, в статье просто речь о том, что материнство — это не самоцель. Это как раз про то, что все мы разные и не все хотят одного и того же. А стереотипы общества диктуют свои правила и приписывают неполноценность, если ты не вписываешься в формат.
PS У меня взрослый сын, очень им горжусь и люблю. И я не считаю боль и бессонные ночи такой уж большой платой за счастье материнства. Но! Каждому своё. Все просто. Надо быть добрее.

Ответить
Ольга 14.11.2017

Автору:Все пройдет и боль утихнет. И обида на мужа отпустит. А ваш ребенок будет самым огромным счастьем в вашей жизни.

Ответить
Диана 14.11.2017

07.11.2017 был развод с мужем, которого я очень люблю, с которым прожили в браке 31 год.
Но свекровь решила, что наши дочки выросли и ее сыну пора обеспечивать только ее и так и развела нас.А он всегда был послушным сыном.
И вот сейчас, через неделю после развода, я с полной уверенностью могу сказать: если бы не поддержка моих дочерей,меня бы уже не было.
Вот и судите сами: стоило ли переносить все временные лишения и неудобства ради материнства.

Ответить
Серафима 14.11.2017

Не ну так нельзя относиться к жизни. Материнство — боль, а в ресторан с друзьями — то что нужно? Ну возможно и так. Но какой увесистый акцент на боли! Те ли это аргументы для утешения после той новости, о которой говорится в начале? И правда ли роль матери — не более чем навязанная женщине «фунция 24/7»? Давно модно думать своей головой и жить свою жизнь.
Но если целью написания данной статьи было вывести на эмоции протеста, возмущения, то она удалась. И даже очень.
Напоминает отчаяние.. вызывает сочуствие..

Ответить
Оксана 14.11.2017

Не согласна!!!! До тридцати, больше всех кричала, на фиг сопли, памперсы и сковородки! Сейчас в 45, безумно счастлива, что у меня есть доченька! Да! Было больно! Да, выбрала не того мужчину! Да, были пристава и суды по алиментам! Но! Моей девочке 14 лет, мы с ней лучшие подруги, всё и везде вместе, понимаем друг друга с полуслова, я с ней заново открывала мир, душа заново родилась! Да, придется отпустить! Одновременно и с грустью, и с радостью смотрю в будущее…. Но какое же это счастье видеть как твоя пельмешка становится человеком!!!

Ответить
Ираида 14.11.2017

Как-то слишком негативно описано материнство. Общаясь откровенно с мамами, которые частично прошли этот путь (то есть не видели еще морщинок у детей, но детей родили и растят), я понимаю, что это реально выбор каждого человека. То есть это не исключительно негатив. Есть знакомая, которая не любит детей, не хочет детей. Но она не относится к ним с большим отвращением, как и к людям, которые их хотят.
Знакомые девушки, ставшие матерями, описывают другое. Пройдя через эти боли, они всё равно не думают о том «а если бы был выбор? А если можно было не рожать? Тогда я бы ни за что, никогда!» Они счастливы!
А тут статья как будто отговаривающая, слишком много этих слов «больно» и слишком много негатива веет. У меня нет детей ещё, но если бы я была мнительной девчушкой, то я бы повелась на то, что дети это больно, плохо и вообще, без них проще, нафиг они нужны.
Согласна только с тем, что можно по-другому посмотреть на ситуацию, если всё-таки поставили такой диагноз, не отчаиваться в конец, и то, много случаев, когда при таком диагнозе всё-таки получалось иметь своих детей.
Дети это выбор, да, мы живём в современном мире, где не обязательно рожать без конца и края, или хотя бы иметь одного, чтобы люди не смотрели косо. Но всё-таки…. Не у всех материнство это боль, разводы, алименты и тд. Для многих до сих пор это остаётся счастьем.

Ответить
Любовь 14.11.2017

Спасибо. Отличная статья. Главное, честная.

Ответить
Раиса 14.11.2017

fu zut kakaya avtor psixologicheski bolen …mut kakaya to

Ответить
Ираида 14.11.2017

У кого-то тяжелая депрессия. Но это не повод писать такие трагичные статьи. Хотя, мы часто пишем о том, о чем уже больше не можем думать.
Боль, это не материнство. Боль — это жизнь. Нам больно разбивать коленки, хоронить любимых, наблюдать за несправедливостью. Материнство — это трудно. Да, это очень тяжело. Но для чего тогда рожают женщины? Что компенсирует им эту боль?
На примитивном уровне, материнство — это инстинкт. К определенному моменту в жизни, люди, не только женщины, приходят к осознанию, что нуждаются в своем продолжении. В человеке, который продолжит не дело жизни, а саму жизнь. Когда мы молоды, мы не видим перед собой преград. Только чистый горизонт. Сильны, красивы и здоровы. Но с возрастом, жизнь постепенно начинает покидать нас, и единственны утешением, дающим чувство завершенности, является продолжение этой жизни. Такое трудно понять в молодом возрасте, но чем старше мы становимся, тем более беспомощны к миру. И только созданная нами ранее жизнь, в состоянии поддержать и помочь нам.
О бесплодии говорить страшно. Это именно не полноценность, с родни инвалидности. Дело в том, что у человека нет инстинкта подниматься на Эверест или летать на самолете. А вот инстинкт размножения есть. Когда приходит время, вся женская сущность начинает требовать продолжения. Но каково жить с осознанием, что у тебя никогда не будет такой возможности? Это как безногий, который пытается убежать от бешеной собаки. Инстинкт — есть. Но нет возможности.

Ответить

⇐ Не нравится имя? Измените его

Материалы по теме: