Календарь Pirelli ничего общего с котиками на холодильнике не имеет, в продажу не поступает, а издается ограниченным тиражом и рассылается корпоративным клиентам и знаменитостям. До «простых смертных» же календарь Pirelli каждый год доходит в виде кадров из фотосессии, которые становятся новостным поводом максимум на два дня. В этом году создатели Pirelli решили поменять формат так кардинально, что мы едва не поперхнулись: вместо присыпанных песком Багамских островов загорелых модельных задниц и бесконечных длинных ног – студийные фото одетых Йоко Оно, Патти Смит, Тави Гевинсон, несколько американских бизнесвумен, Наталья Водянова в образе Богоматери с ребенком и полуобнаженные теннисистка Серена Уильямс и комик Эми Шумер. Ни тебе Пенелопы Круз в кровати, ни Моники Беллуччи в корсете, ни мокрой Адрианы Лимы на пляже Копакабаны, ни кружевных трусов, ни масляных тел, ни красной помады – ни одного атрибута глянцевой сексуальности за исключением гиперженственных локонов и голых ног Водяновой (но она же тут за Богоматерь, поэтому не считается).

Наталья Водянова, Pirelli 2016

Йоко Оно, Pirelli 2016

Похоже, действительно грядет некий cultural shift, или культурный сдвиг, который предсказывает календарю Pirelli журнал New York Times, и вместо обнаженной модельной натуры мы теперь будем смотреть в лицо незнакомой женщине с 10-миллиардным счетом в банке, или женщине, помогающей беженцам, ну или просто в крепкую спину спортсменки.

Все-таки с отказом Playboy от обнаженки (в 2016 году журнал выходит в новом «приличном» формате от 13 и старше) в мире завершилась целая эпоха, пришел конец фашизму стандартов вроде 90–60–90. И теперь все фигуры хороши, а все женщины красивы

Голые, потому что сильные, или сильные, потому что голые?

В том, чтобы стремиться к естественности и как минимум перестать фотошопить людей в кадре до состояния инопланетных существ, нет ничего плохого. Но смотришь на новый календарь Pirelli и понимаешь, что этих женщин и в обнаженном, и в одетом виде ужасно скучно лицезреть. Нет, никто не спорит, что Серена Уильямс – сильнейшая спортсменка, Эми Шумер – отличный комик (если оторваться от ее перебранок с семейством Кардашьян и оценить ее шоу Inside Amy Schumer на YouTube, на ее юмор на тему мужчин и секса легко «подсесть»), Тави Гевинсон – модный вундеркинд, Патти Смит – легендарная певица, но все они как будто бы оказались не в то время и не в том месте.

Pirelli, 1970

Pirelli, 1973

Pirelli, 1985

Pirelli, 2006

Американский Vanity Fair радуется, что новый календарь Pirelli «рушит традиции и стереотипы», но, если задуматься, то парадокс заключается в том, что Шумер, Уильямс, отчасти Водянова (если забыть, что она все-таки модель), а с ними те же Лена Данэм или Минди Калинг (которых, правда, не пригласили в Pirelli) – это женщины нового типа, которые оказались там, где они сейчас, не за внешность, как «ангелы» Victoria’s Secret, и теперь могут отстаивать свою социальную позицию на публике и вставать на сторону дискриминируемого меньшинства – полных женщин в кино и на сцене, женщин в спорте, инвалидов, лесбиянок в конце концов… И это абсолютно прекрасно, потому что это так ново и так необходимо, но ровно до того самого момента, пока этим женщинам-рупорам не приходится привлекать к себе внимание тем же самым путем, что и 17-летним бельевым моделям на кастинге – раздеваясь на камеру в игривых позах.

Может, лучше котики?

Выходит, что бороться с культурой объективации женщины можно, только «забежав» ненадолго в эту самую культуру, сфотографировавшись голой для Pirelli или для собственного Instagram, а потом одеться, выдохнуть и опять начать бузить на тему того, как надоело, что нас притесняют в спорте и платят меньше на работе, сексуализируют в любой рекламе и ретушируют до облика резиновой куклы, ругают за целлюлит и морщины, а потом за излишнюю пластику и ботокс.

Назревает вопрос: так нужно ли быть голой, чтобы продемонстрировать со страниц журнала, какая ты сильная и независимая личность?

Эми Шумер, Pirelli 2016

Серена Уильямс, Pirelli 2016

Автор фотосессии, известный фотограф Энни Лейбовиц, осталась довольна результатом, потому что фотографии получились «естественными и непринужденными, насколько это возможно», да и боссы Pirelli положительно оценили снимки: исполнительный директор Марко Трончетти Провера прокомментировал, что эта фотосессия снова продемонстрировала, как точно календарь «отражает современное общество». За Pirelli можно не бояться – они сумели прекрасно себя прорекламировать и потом успешно разошлют кому следует этот эксклюзивный выпуск, а мы почему-то даже немного обрадовались, что вместо Серены в образе гренадера и неизвестных арт-деятелей у нас на холодильнике и на январь, и на март, и на июль все же будут кошечки.